Корзина
7 отзывов
Парикмахерское дело в России
Контакты
Парикмахерская «Black Cat»
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+375 показать номер
+375 показать номер
+375 показать номер
Администратор
БеларусьМинскул. Кунцевщина, 13, возле метро Каменная горка
Карта

Парикмахерское дело в России

Парикмахерское дело в России
Допетровская эпоха История прически и стрижки России разнообразна. Но в своем большинстве славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, женщины — косы, для расчесывания которых использовали гребни. Найденные на раскопках гребни также стары, как история нашей культуры. Материалом для него служили дерево, рог, кость, металл. Под влиянием норманнов стали переходить к полудлинным волосам, бороды стали брить, оставляя только усы. С распространением христианства вновь появляются длинные бороды, подстриженные в форме лопаты. Самой распространенной среди мужского населения Древней Руси от мала до велика была стрижка «под горшок». И эту работу выполняла домашняя прислуга у состоятельных граждан или глава семейства — у бедняков. С XIII века, вследствие татарского нашествия, русский люд стал подражать и стричься по восточному обычаю, даже брить голову наголо. Царская Россия В 1675 г. царь Алексей Михайлович издает указ — «иноземных обычаев не перенимать, волос на голове не подбривать, платья иноземного не носить». Большинство населения в этот период пользовалось услугами «холодных», бродячих цирюльников. В обязанности цирюльников входило не только стричь, брить, но и пускать кровь, ставить пиявки, вырывать зубы, лечить раны. Парикмахерским делом занимались и крепостные («тупейные художники»), которых содержали в большой строгости, не разрешая работать на других. Петровские реформы ввели немецкие, а затем французские моды. В 1702 г. Указ царя перечислял всех, кто должен надеть модные европейские костюмы и изменить прически. Нарушителей безбожно штрафовали. Был введен специальный «бородной ззакон» (пошлина на бороду): заплатив ее, владелец бороды отдалял на год ее сбривание. У городских ворот оборудуются специальные будочки, в которых находились наблюдатели и сборщики пошлины. При правлении Петра I наконец женщины перестали быть затворницами и смогли посещать балы и ассамблеи. Вот тут-то и сыграла природа женщины основную роль. Пытаясь перещеголять остальных, дамы все больше требовали от своих кавалеров выписывать западных куаферов за неимением своих. Так в русскую моду вошли прически большого объема из густых локонов и с украшениями из дорогих ювелирных изделий. Со временем Россия все же выработала свой собственный стиль, который был продиктован своеобразием русской натуры. Постепенно прически дам становились все менее вычурными, более скромными, что всегда отличало женщин России. Старорусская прическа «под горшок» сохранилась только среди крестьян и старообрядцев. Состоятельные люди носили парики. В период царствования Елизаветы Петровны был введен Указ о пользе брадобрития. Бородной знак в 1762 году был отменен. Уже в XVIII веке существовали журналы мод, их которых дамы узнавали о модных тенденциях не только в одежде, но и в прическе. Это «Библиотека Дамского Туалета», «Магазин Английских, Французских и Немецких Мод», «Модное ежемесячное приложение» и др. Приведем фрагмент хроники 1799 г. (распоряжение столичного оберполицейского): 18 февраля — запрещается танцевать вальс. 2 апреля — запрещается иметь тупей, на лоб опущенный. 17 июля — запрещается всем носить широкие большие букли. 12 августа — «Чтобы никто не имел бакенбарды». А. С. Пушкин писал об этом времени: «Народ, упорным постоянством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни обритых своих бояр». 1801 г. — Александр I издает Указ обрезать волосы и косы иметь только 4 вершка. 1806 г. — кадетам было-приказано стричь волосы под «гребенку». 1807 г. — офицеры носят косы только в торжественных случаях. При дворе Екатерины II особенно распространилась мода на парики. Цирюльники и куаферы Цирюлен в городах было мало, и парикмахеры бродяжничали, нося с собой свой инструмент. Они ходили по базарам дворам и квартирам, выискивая клиентов. Цирюльники таскали с собой громоздкие ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. На шее у них неизменно болтался деревянный стул, на который здесь же, на улице, усаживали клиентов. Появление на улице цирюльника всегда становилось событием. Вокруг сразу же собирались зеваки, останавливались прохожие, чтобы послушать их скоморошьи присказы: — Бреем, стрижем бобриком-ежом, лечим паршивых, из лысых делаем плешивых, кудри завиваем, гофре направляем локоны начесываем, на пробор причесываем, парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем. Банки, пиявки, набор грудной степной травки! Эти присказы — своеобразный перечень работ и услуг, проходившихся цирюльниками. Кроме стула, неизменной принадлежностью цирюльников, как мы уже заметили, был приборчик. В нем находились ланцеты, ножницы нескольких видов, широкие бритвы, сосуд для хранения живых пиявок, простейшие медицинские инструменты, загадочные медикаменты в темно-синих флаконах, а также некая «помада собственного изготовления, рекомендуемая для ращения волос"… Цирюльник в России — профессия уникальная, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны. Бродячие цирюльники слыли высококвалифицированными мастерами парикмахерского дела, чем и сами нередко гордились. Каждый из них имел свой круг клиентов и своеобразную легализацию. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» по домам, третий работал в дорогом фешенебельном салоне. Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское. После войны 1812 года французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников. Французы имели шумный успех. Знатные князья выписывали настоящих парикмахеров из Парижа. В крупных городах открываются парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, зеркалами, витринами, много было парфюмерии и косметических средств. На столиках лежали модные французские журналы, обслуживание стоило дорого. Россия в области моды была полностью ориентирована на Францию. В салонах, в своем большинстве, заправляли французские мастера. В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны, или, как их называли, «залы для стрижки и бритья». Заметим, что пользоваться их услугами могли только люди состоятельные, ввиду того, что любая из них обходилась весьма недешево. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров с блестящими от помады волосами. Здесь же, в залах, не только стригли-брили, но и торговали парфюмерией. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому делу и прическе способствали распространению всевозможных вариантов причесок. Несмотря на внешний лоск и блеск (парикмахеры были одеты в хорошие костюмы, носили манишку и цветной галстук), их труд был сплошным унижением перед богатыми клиентами. Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». И старые мастера не спешили делиться своими профессиональными секретами. В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место в конкурсе. А в 1888—1890гг. Иван Андреевич Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства. В 1886 г. за участие во Всероссийской выставке он получает Большую серебряную медаль. А, участвуя вне конкурса в 1888 г. в Париже и выполнив три прически, он поразил Высокое жюри и ему вручили бриллиантовые академические Пальмы. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже ему вручили награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства. После этого Андреев стал признанным профессором парикмахерского искусства, его приглашали в жюри, экспертом на выставки, конкурсы, показы причесок. Он побывал во многих столицах Европы. В 1909г. И. А. Андреев выпустил книгу своих воспоминаний, Альбом причесок, которые были удостоены высоких наград, был издан первый каталог. Парикмахерское дело в СССР В первые годы XX века вновь наблюдается преклонение перед заграницей. Дамские мастера — французы — отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев. И хотя они уже доказали, что никакая сложность дамского парикмахерского искусства им не страшна, но укоренившаяся в сознании зависимость от заграницы продолжала довлеть над русскими мастерами. В первые три десятилетия XX века парикмахерское искусство находилось на невысоком уровне. Первая мировая война, революция, гражданская война — все это отрицательно сказалось на уровне жизни общества, не говоря уже о парикмахерских услугах. В 1914 г. — появляется "Русская стрижка" — первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами. Это был хоть какой-то «прогресс». Только к концу 30-х годов в России появляется довольно широкая сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг. Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). На коротких волосах она выполнялась горизонтальным методом, на длинных — вертикальным. Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски. В 1936 г. в специальном приказе Народного Комиссариата коммунального хозяйства РСФСР предусматривалось не только расширение сети парикмахерских и улучшения их работы, но и коренное изменение методов работы мастеров. Были разработаны новые правила, новые прейскуранты. Большое значение имело постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 г. получили трудовые книжки. К 40-м годам — термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера. Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров. В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться из пепла. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги России и других союзных республик бывшего СССР. Наряду с этим становится популярной укладка волос на бигуди. Эти виды работ постепенно вытесняли из практики парикмахеров укладку горячими щипцами, завивку паровыми и электрическими аппаратами. А появление окислительных красителей из парофенилендиамина (урзол) позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос. Оторванность от внешнего мира и государственные проблемы переориентировали массу народа от естественного человеческого желания быть изящным, красивым и нравиться окружающим. Получившая распространение химическая завивка к концу 50-х выразилась в том, что женщины стали украшать голову мелкими кудряшками. Но появляются и огромные, гладко зачесанные головы с сильным тупированием. А Московский фестиваль украсил женщин прической «Венчик мира". Перевалив через середину века, парикмахерское дело медленно и уверенно поднимается в очередной раз с колен. На работу парикмахеров России сильное влияние оказывает кино и иллюстрированные журналы. Женщины очнулись от страшного сна и с особым рвением задали работы парикмахерам. Французская актриса Брижит Бардо, снявшаяся в главной роли в фильме «Бабетта идет на войну», на несколько десятилетий стала законодательницей моды среди женщин. Другая актриса — Марина Влади — ввела в моду прямые волосы после фильма «Колдунья». В 1963-1964 гг. распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов, выполняя срочные заказы клиентов. В конце 60-х годов и мужчины стали завивать волосы при помощи химической завивки. И еще один сюрприз. Возрождается страсть к парикам. Это был настоящий бум. На этот момент они были очень популярны в Европе и Америке. Парики были синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Тогда уже у россиян проявилась национальная черта — купить парик, но при этом обязательно немецкий, а лучше — японский. С этого момента отечественные товары не пользуются спросом. Это прибавило работы парикмахерам, и наметился незначительный подъем. Прически стали сочетать в себе несколько элементов — стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди, фен. В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, а это связано с непопулярностью профессии. Мужчины-мастера дорабатывали свой трудовой стаж, как законопослушные граждане. Молодые юноши не шли в парикмахеры, считая это зазорным и унизительным «ковыряться» в голове клиента. Такой настрой сохранятся до конца XХ века. На смену пришла прекрасная половина. Женщины России стали интенсивно заполнять освободившуюся нишу. Они полностью заняли все должности, от уборщицы до хозяина парикмахерской. Молодая смена мастеров пытается осилить достижения своих предшественников — мужчин. Но, столкнувшись с титаническим трудом, делает скромные по объему и деталировке прически типа "букли". Страну продолжают затоваривать синтетическими париками разной цветовой палитры. Цвет волос у женщин начинает часто меняться: то ярко-рыжий, черный, вытравленный белый (обесцвечивали волосы до его разрушения), то нежные цвета осени. В середине 70-х годов в Россию приходит стрижка «Сэссун», которую предложил Видаль Сэссун — английским парикмахером. Это было открытие века в технологии стрижки. В лексиконе парикмахеров появилось понятие модельной стрижки, и наряду с ней возрастает стоимость услуги. Многие прически делают на базе химической завивки. Дополнением причесок стали накладные волосы — локоны и косички. По стране открывается сеть парикмахерских, оборудованных по последнему слову техники. Ориентируясь на запад, в стране проводят конкурсы и показы, первый из которых прошел в 1970 г. В 1981 году на международном конкурсе парикмахерс кого мастерства Важей Мхитаряном создается прическа «Музыка", которая завоевывает первое место. Во всех областях и городах СССР появляются экспериментальные лаборатории по образцу ЦПКТБ/ОТПУ ЦПКТБ Росбытсоюза/ — Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро Минбыта РСФСР. Возглавляла его Долорес Кондрашова. Это принесло только убытки городским объединениям бытового обслуживания. На этом этапе Министерство бытового обслуживания, являлось, по сути, монополистом. Низкие расценки, большой план и завышенные требования довели парикмахеров до нищенства. Российские парикмахеры В начале 90-х годов ЦПКТБ отделяется в самостоятельную организацию "Центр моды". Как снежный ком весной, исчезают экспериментальные лаборатории по всей стране. Но за период их существования они наделали много шума. Каждая лаборатория и ЦПКТБ «создавала», «плодила» модельные, базовые стрижки. Придумывали, разрабатывали технологию и давали название, при этом, пытаясь внедрить в услуги парикмахерских и получить дутую «экономию». Это привело отрасль к полному упадку, а затем и к распаду. Большинство парикмахеров глубинки и центра полностью запутались в названиях появляющихся все «новых и новых» стрижек. Прическа как таковая уходит на задний план. На ее смену пришла стрижка-прическа. В данный период происходит резкое разделение парикмахерского искусства на высокую моду и повседневную, рядовую. Все, что создают ведущие модельеры на конкурсах профессионального мастерства мирового уровня, народ в своей массе не приемлет. В 1991 г. была проведена презентация "Вела — Долорес бьюти центр" — это по сути оказался очередной шаг к онемечиванию парикмахерского дела России. Предприимчивые немцы резко кинулись со своим товаром на наш, увы, свободный рынок. Создается Академия парикмахерского мастерства (негосударственное учебное заведение по подготовке парикмахеров высокого уровня). Долорес Кондрашова становится ее президентом. К концу столетия в столице и на периферии откроется очень много академий, да и само правительство России будет представлять собой собрание академиков. Методика обучения в Академии для парикмахеров России заимствована у немецкой школы по обучению парикмахеров предпринимателя Г. Амана. С 1994 г. издается журнал «Долорес». Чем выше покоряет вершины сборная России в мировых чемпионатах, тем сильнее она попадает в зависимость от иностранных спонсоров, которых она рекламирует униформой, оборудованием, инструментом. В 1992 г. сборная России принимает участие в чемпионате мира в Японии, где занимает седьмое место. В 1993 г. проводится фестиваль красоты «Интершарм». В 1994 г. в Лондоне, на чемпионате мира в 1996 г. в Вашингтоне россияне заняли уже третье место. В 1998 г. в Сеуле российская команда завоевала первое место. Наряду с этим «прогрессом» уровень парикмахерского дела в глубинке становится еще ниже. Все парикмахерские становятся частными, конкурсы проводятся нерегулярно, и только в крупных городах. Парикмахеры в своем большинстве самоустраняются от участия в конкурсах, обучении в повышении квалификации, мотивируя высокими ценами или иными надуманными трудностями. Прическа из услуг парикмахерских изживается, основной услугой для рядового клиента осталась стрижка и скромная укладка. В марте 1998 г. состоялся первый Чемпионат Москвы по парикмахерскому искусству и декоративной косметике. В этом же году впервые в России создается Московский Союз парикмахеров. К концу века прорвалась страсть народа к профессии «парикмахер». По всей России открываются курсы парикмахеров, во многих училищах, лицеях, колледжах готовят парикмахеров. Сглаживаются различия между мужскими и женскими стрижками, приходит эпоха «унисекса». Обучение парикмахерскому искусству в Рязани До 1972 года обучение парикмахерскому ремеслу происходило на рабочих местах в парикмахерских. Сначала будущий парикмахер должен был отработать полгода техничкой с зарплатой 60 рублей в месяц. Затем претенденту позволялось в одну смену работать, а в другую проходить обучение, которое длилось от 4 до 6 месяцев. После окончания обучения сдавались теоретический и практический экзамены. С 1972 года парикмахерские взяли первых учеников со стипендией 30 рублей в месяц без предварительной отработки в качестве технички. Также парикмахеров готовил Учебно-производственный комбинат (УПК), созданный в 1965 г. . Обучение длилось 10 месяцев. Выпускники становились парикмахерами широкого профиля, женскими парикмахерами, мужскими парикмахерами. Им присваивалась квалификация мастер II класса. Мастера, имеющие стаж не менее 5 лет, могли окончить Республиканские курсы повышения квалификации в Ростове-на-Дону (4 месяца) и в Ленинграде (10 месяцев) с тем, чтобы стать мастером I класса и модельером. В 1976 году в Рязани открылось ГПТУ №27, которое стало готовить парикмахеров из выпускников 9-х и 11-х классов. Сейчас это ОГОУ НПО «Профессиональный лицей №7 г. Рязани». В нем можно теперь освоить и профессию технолога (парикмахерское искусство). В конце 90-х годов году группы парикмахеров открылись на базе ПТУ №11. Заключение В наше время профессия парикмахера обрела новое звучание и стала достойным выбором для многих. И в этом нет ничего удивительного, ведь эта профессия замечательна тем, что прочно ассоциируется у нас с такими понятиями как «красота», «элегантность», «хорошее настроение». Можно с уверенностью сказать, что профессия парикмахера в современном мире полностью поменяла свою полярность, перестала ассоциироваться с чисто женским ремеслом. Сегодня это — стиль, новые технологии, креатив, участие в конкурсах и возможность творческого самовыражения. Сто лет назад парикмахер Андреев прославил Россию, сегодня гордость страны — Ирина Баранова, Сергей Зверев, другие прославленные мастера-художники, узнаваемые и любимые молодым поколением парикмахеров. Мода, как известно, никогда не стоит на месте — она переменчива, она всегда соответствует предлагаемым обстоятельствам. В наш век скоростей, информации и Интернета она меняется особенно быстро. Что дальше? Сказать сложно. Подождем…
vkontakte facebook twitter
Предыдущие статьи
Информация для покупателя

Индивидуальный предприниматель

ул. Кунцевщина, 13, возле метро Каменная горка

Регистрационный номер ЕГР: 190249608

УНП: 1

Дата регистрации компании: 19.09.2017