Стропы используются для подвешивания груза к крюкам или различным рабочим элементам грузоподъемных машин.
В странах СНГ большинство операций (строительно-монтажных работ, погрузочно-разгрузочных работ, подъем грузов, перемещение грузов) происходят с применением стальных канатных стропов.
Преимущества стропов канатных:
- дешевизна; (Наибольшее применение стальных канатных стропов происходит в основном из-за их невысокой стоимости, они гораздо дешевле, чем иные виды стропов, например текстильные стропы или цепные стропы.)
– прочность;
- возможность при визуальном контроле обнаружить дефекты каната;
- простота эксплуатации;
- сопротивление большим динамическим нагрузкам.
Недостатки стропов канатных: - повышенная травматичность при эксплуатации проволоками каната;
- недолговечность при неправильной строповке;
- высокая вероятность повреждения груза при неправильной строповке, а также его загрязнения (так как не оцинкованный канат в смазке);
- жесткость стропов.
При изготовлении ветвей стропов канатных концы канатов необходимо заделывать.
Существуют два способа заделки:
• опрессовкой алюминиевой втулкой
• заплёткой
В первом случае пряди из алюминиевых сплавов (марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ – по ГОСТ 4784-74) прочно сцепляются в соединяемых канатах путем запрессовки прядей во втулку, образуя однородное по сечению тело. Конструкцию и размеры втулок выбирают в соответствии с ГОСТ 25573–82.
Способ заплётки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетаются между прядями нераспущенного каната с последующей обмоткой заплетенных участков стальной проволокой. Проволочная обмотка «на конус» обеспечивает плавный переход заплетенного участка от петли до рабочего диаметра каната и позволяет стропу легко скользить в зазорах и отверстиях рым-узлов при освобождении стропа от груза.
Заделка концов каната универсальных стропов выполняется только заплёткой с последующей обмоткой заплетенных участков стальной проволокой. Для защиты каната от чрезмерных напряжений, смятия и истирания применяют коуши. Коуш представляет собой фасонное изделие желобчатого сечения. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш.
Для навески ветвей на грузовой крюк используют звенья в виде неразъемных и разъемных петель. В канатных стропах применяют соединительные звенья типов: О, Ов1 и Ов2, а также разъемные треугольные звенья Рт1, Рт3 и треугольное Т с одним или двумя упорами (в зависимости от грузоподъёмности).
В комплект поставки стропа, помимо самого стропа с маркировочной биркой, должен входить паспорт, в котором указывают:
– наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
– тип изделия;
– грузоподъемность;
– длину;
– порядковый номер по системе нумерации изготовителя;
– год и месяц выпуска;
– дату испытаний, результаты проверок и испытаний;
– гарантийные обязательства;
– номер нормативного документа.
В процессе эксплуатации на кранах стропы обязательно периодически осматривают, но не реже чем раз в 5 - 10 дней.
Выбраковка петель, колец и крюков производится:
– при наличии трещин;
– при износе поверхности элементов или вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
– при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования повреждённые стропы изымаются из работы до проведения ремонта. Результаты осмотра стропов заносятся в журнал учёта и осмотра.
Не допускаются к эксплуатации стропы:
– с дефектами, указанными выше;
– при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
– с деформированными коушами или при их износе с уменьшением первоначального размера сечения более чем на 15%;
– с признаками смещения каната в заплётке или втулках;
– с крюками, не имеющими предохранительных замков – при появлении на алюминиевой втулке вмятин глубиной более 35 % от толщины стенки втулки;
– с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального.
Изготавливают стропы канатные следующих видов:
– СКП – строп канатный петлевой;
– 1СК – строп канатный одноветвевой;
– 2СК – строп канатный двухветвевой;
– 3СК – строп канатный трёхветвевой;
– 4СК – строп канатный четырёхветвевой;
– СКК – строп канатный кольцевой;
Конструктивные элементы стропов канатных и их назначение.
Строп канатный петлевой СКП Строп канатный петлевой СКП (или «чалка») представляет собой отрезок каната с петлями на концах. Он проходит в различные отверстия (проушины) и используется как универсальный строп.
Строп канатный петлевой СКП предназначен для навешивания груза на крюк крана.
Строп канатный петлевой СКП:
1 - канат, 2 - место заделки концов каната.
Строп канатный одноветвевой ( или «1СК») имеет две малые петли с коушами, со строповым крюком в одной петле. Такой строп не навешивается на крюк крана. Строп канатный одноветвевой 1СК может быть выполнен в разных вариациях, кроме основной:
• 1СК с чалочной петлёй. Такой строп имеет одну малую петлю с коушем и строповым крюком, вторую петлю большую – чалочную для навешивания на крюк крана.
• 1СК с двумя крюками. Такой строп имеет две малые петли с коушами и строповыми крюками в каждой петле.
• 1СК с овальным звеном с одной стороны.Такой строп имеет две малые петли с коушами, в одной петле – строповый крюк, в другой петле – овальное звено.
• 1СК с овальным звеном с двух сторон. Такой строп имеет две малые петли с коушами и овальными звеньями с двух сторон.
Строп канатный одноветвевой 1СК: (а - заделка концов каната заплеткой, б - опрессовкой алюминиевой втулкой): 1 - ветвь канатная, 2 - звено, 3 - захват.
Стропы канатные многоветвевые состоят из нескольких отдельных ветвей, закрепленных на одном общем звене. Такие канатные стропы применяются при необходимости зацепа грузов в нескольких точках и используются для подъема особо тяжелых грузов.
Строп канатный двухветвевой (или «2СК») предназначен для подъёма и перемещения грузов за две точки. Строп канатный двухветвевой 2СК навешивается на крюк крана.
Строп канатный двухветвевой 2СК: 1 - ветвь канатная, 2 - звено, 3 - захват.
Строп канатный трёхветвевой (или «3СК») предназначен для подъёма и перемещения грузов за три точки. Строп канатный трёхветвевой 3СК навешивается на крюк крана. Строп канатный трёхветвевой 3СК: 1 - ветвь канатная, 2 - звено, 3 - захват.
Строп канатный четырёхветвевой (или «4СК») предназначен для подъёма и перемещения грузов за четыре точки. Строп канатный четырёхветвевой 4СК навешивается на крюк крана. Строп канатный четырёхветвевой 4СК: 1 - ветвь канатная, 2 - звено, 3 - захват.
Строп канатный кольцевой СКК. Строп канатный кольцевой предназначен для строповки грузов обвязкой. Как и строп канатный петлевой СКП, он используется для строповки самых разнообразных грузов, но в отличие от стропа канатного петлевого СКП, строп канатный кольцевой СКК имеет почти вдвое меньший диаметр каната при равной с петлевым стропом грузоподъемности.
Строп канатный кольцевой СКК: 1 - канат, 2 - место заделки концов каната (допускае