В современном мире все больше ученых и специалистов – практиков обращают свое внимание на вопросы формирования и развития эмоционального интеллекта – комплекса способностей, способствующих эффективному межличностному общению и социальной адаптации. Наиболее эффективным является развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте, когда эмоциональная сфера человека пластична и поддается коррекции.
Методический комплекс «Истории о чувствах» разработан на основе многолетнего опыта работы авторов технологиии в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, в том числе с детьми с особыми образовательными потребностями. Методика реализована в двух удобных форматах – настольном и интерактивном, а также дополнена психологическими играми и закрепляющим материалом.
Цель технологии - ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь им научиться идентифицировать свои эмоции, проживать эмоциональные состояния, и расширить спектр способов выражения эмоций.
Технология позволяет рассматривать эмоции на различных уровнях: знакомство, изучение, обсуждение, сопоставление с реальным личным опытом ребёнка, формирование конструктивных моделей поведения.
Особенностью данной методики является универсальность и относительная простота использования, что делает возможным ее применение практически в любых образовательных и коррекционных учреждениях, ориентированных на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Комплекс «Истории о чувствах» может эффективно применяться в работе с детьми с ОВЗ и особенностями развития, а также с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении. Методика будет полезна психологам, педагогам, воспитателям, а также родителям, заинтересованным в успешном развитии и социальной адаптации своих детей.
Методика содержит описание серии последовательных занятий, позволяющих расширить представление детей об основных эмоциях, способах выражения эмоциональных состояний и возможностях их изменения. Основу методики составляют мнемотаблицы: понятные детям картинки-символы помогают наглядно рассказать о каждой эмоции и актуализировать ситуацию их возникновения. Для закрепления полученной информации используются психологические игры с карточками и кубиками. В дополнение к стимульному материалу в комплектацию методики входит компьютерная программа с интерактивными занятиями и играми.
Программа развития «Истории о чувствах» состоит из трех блоков:
К каждому блоку прилагается стимульный материал в виде мнемотаблиц с описанием работы. Мнемотаблицы имеют печатный и интерактивный формат, что позволяет использовать различные формы и виды работы.
В дополнение к стимульному материалу в комплектацию методики входит компьютерная программа с интерактивными занятиями и играми. Помогая симпатичному дракончику разобраться со своими чувствами, дети выполнят интересные задания и закрепят полученные знания об эмоциях в увлекательной игровой форме. Демонстрационная компьютерная программа дает возможность использовать средства ИКТ (компьютер, интерактивную доску) в процессе работы, а также, при необходимости, реализовывать дистанционный формат работы с использованием интернет-платформ.
Рекомендуемое количество практических занятий – 18, оно может варьироваться в зависимости от поставленных педагогом задач, возрастных и индивидуальных особенностей детей, сопровождаться включением дополнительного материала по усмотрению педагога. Встречи проводятся 1 раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью не более 30 - 45 минут (в зависимости от возраста детей). Оптимальное количество детей в группе – 8 - 12 человек. Организация занятий позволяет также задействовать творческую инициативу детей. В завершении программы дети получат в награду памятный сертификат.
В методическом руководстве подробно изложены теоретические основы технологии, приведены данные об особенностях эмоциональной сферы у детей различного возраста, подробная структура занятий, рекомендации по организации занятий с детьми с ОВЗ и особенностями развития, механизм проведения контрольной диагностики.